Узденов Парисби

«Добрый след»
В центре города Усть – Джегута, на фасаде здания Дома культуры установлена вывеска « Районный Дом культуры имени Парисбий Узденова »  в память о выдающемся фольклористе, собирателе и исполнителе карачаево - балкарских народных песен.   Решением Думы Усть – Джегутинского района  Дом культуры с 2008 года носит это имя  не случайно - именно работе  в этом учреждении  посвятил  Парисби Ибрагимович большую часть своей творческой жизни. 
Устное народное творчество – душа народа, и каждый народ – лучший хранитель и носитель своей истории. Одним из ярких хранителей  народной певческой культуры являлся  Парисби  Ибрагимович  Узденов – солист Карачаево – Черкесского областного хора радио, основатель фольклорного ансамбля «Апсаты». Его главная задача была в том, чтобы возродить старинные карачаевские песни, не дать им бесследно исчезнуть.  У Парисби  Ибрагимовича это получалось.  
Парисби Узденов  рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта. Жизнь народа, его празднества и обряды, звучание карачаевской музыки – ко всему он проявлял интерес.   Пение стало для него естественной жизненной потребностью.  С годами дарование юного певца оттачивалось, росло и крепло желание посвятить себя музыке.
Родился  Парисбий Ибрагимович в 1942 году в селе Красный Октябрь. В годы депортации жил  в городе  Гродников Джамбульской области Казахской СССР. По окончании восьмилетней школы вернулся на историческую Родину. Десять классов окончил в  школе №1 г. Усть – Джегута, здесь же, впервые  вышел  на школьную сцену с песней «Черное море моё», где имел большой успех.  По окончании школы поступил   на вокальный факультет Нальчикского культпросвет училища. Со второго  курса  был призван в ряды СА  в Одесский военный округ. 3 года был солистом  ансамбля песни и танца Одесского военного округа.
Вернувшись в родной город, с 1965 – по 1977 гг  проработал в ансамбле «Эльбрус» на разных должностях : солистом, конферансье, бригадиром, администратором. Объездил  в составе коллектива все большие города Советского Союза. Везде голос Парисбий Узденова слушали с любовью.
Кроме  певческого искусства, Парисбий Узденов был  талантливым  конферансье, способным на импровизацию. Его умение держаться на сцене,   переключить внимание зрителей между концертными номерами на себя, выдать какие-то репризы, рассказать короткую смешную историю было целым искусством. Так, в роли конферансье, Парисби Ибрагимович, в составе концертно – эстрадного бюро « Эльбрус»   выезжал  на гастроли в Германию.
После создания областного хора радио   Парисбий  Узденов 10 лет был  его солистом,   исполнял песни советских композиторов. В тесном контакте работал с талантливыми  композиторами Карачаево – Черкессии  Маратом Кочкаровым и Маджитом  Ногайлиевым, которые стояли у   истоков формирования и процветания карачаевской музыки.  В исполнении Парисбий Ибрагимовича    очень часто звучали по радио всеми любимые  песни: «Ананы джюреги», «Аймелек», «Ата юйюм», «Адамлыкъ», «Алгъыш», «Негерге сени берсе», «Тебердини джыры», «Тору ат» , «Насыб ючюн» .
Позднее, в 1980 году,  в Усть – Джегутинском районе на базе  Дома культуры Парисбий Ибрагимович  создает   фольклорный ансамбль «Апсаты». Через несколько месяцев упорного труда, сбора и обработки старинных карачаевских песен, коллектив показал  свой первый результат: в  1981  году, участвуя в 1Y краевом фестивале фольклорного искусства  Ставрополья,   ансамбль  «Апсаты» стал Лауреатом 3-го Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Награжден почетной грамотой и памятной медалью Союза композиторов СССР, грамотой и памятными значками Всесоюзного телевизионного конкурса «Товарищ Песня», получил звание – «Народного фольклорного ансамбля». Это не полный список достижений и наград коллектива.
Особый интерес  в своем творчестве  с  коллективом «Апсаты»,  Парисбий Ибрагимович  проявлял  к песням  обрядовым, охотничьим, трудовым,  историко-героическим, песням – пожеланиям, лирическим,  шуточным и  колыбельным.  Герои народных песен — великодушные, смелые, честные, благородные — служили примером для подражания многим поколениям людей. В них отражены народные представления о прекрасном и безобразном, о чести и бесчестье, о справедливости и несправедливости. Сегодня они являются классикой песенной культуры и занимают достойное место в культурном богатстве Карачаево-Черкесской Республики.       
Песенные традиции всегда скрепляли связь времён и поколений, являя миру особый характер и темперамент, присущие только этому народу.  И вполне закономерно, что многие творческие коллективы обращаются именно к этому вокальному жанру.  Старожилы ансамбля «Апсаты» не просто исполняют песни – они знают историю и происхождение каждой из них, каждой странички музыкальной летописи народа: песен «Бийнегер», «Хасаука», «Дебош», «Ачей улу Ачемез», «Татаркъан», «Джандар», «Гапалау».  Безусловно, интерес к народной песне  воспитал у  первого состава  ансамбля «Апсаты», Парсибий Ибрагимович Узденов.
         Народная песня доходит до нас в своем первозданном, нетронутом виде, и задача хранителей фольклора  – передать следующим поколениям   старинные песни в чистом и правдивом воссоздании. Парисби Ибрагимовичу это удалось. На протяжении 32  лет   он направлял  свои силы, знания и талант на сохранение, возрождение, преумножение  певческой культуры Карачаево – Черкессии.     
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть.  Человек рождается для того, чтобы оставить после себя  след.  Парисбий  Ибрагимович  оставил свой добрый след в стихах и песнях, фонотеках и  аудиозаписях, в  фольклорно-этнографическом ансамбле «Апсаты».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовила
Айбазова А.Х.Узденов Парисби
Узденов Парисби
Узденов Парисби
Узденов Парисби
Узденов Парисби
Узденов Парисби
Узденов Парисби
Узденов Парисби
Узденов Парисби

Похожие статьи